Гидравлическое оборудование мобильных машин

Объемный гидропривод — это комплекс конструктивно сложных и технологически трудоемких устройств, для изготовления которых необходимы высококачественные материалы, точные литые заготовки из чугуна и алюминиевых сплавов, прецизионные агрегатные станки с ЧПУ и автоматические линии термической, механической обработки и гальванопокрытий, испытательные стенды и метрологическое обеспечение.

Основные направления развития объемного гидропривода мобильных машин

Возросшие в последние годы темпы создания и освоения серийного производства новых машин с гидравлическим приводом являются наглядным подтверждением научно-технического прогресса в отрасли строительного, дорожного и коммунального машиностроения.

В десятой пятилетке заводами Минстройдормаша было создано и освоено производство более 100 типоразмеров новых, технически более совершенных машин с объемным идроприводом, в том числе гусеничных и пневмоколесных одноковшовых и многоковшовых экскаваторов, стреловых самоходных кранов, одноковшовых фронтальных погрузчиков и лесопогрузчиков, автогрейдеров, грейдер-элеваторов, бульдозеров, рыхлителей, корчевателей и кусторезов, асфальте- и бетоноукладчиков, самоходных катков, снегоочистителей, снегопогрузочных, поливомоечных машин, а также машин для лесозаготовок, лесосплава и добычи торфа.

Особенно возрос выпуск одноковшовых экскаваторов с объемным гидроприводом, ускоренное развитие получили самоходные краны грузоподъемностью 6,3—100 т, комплекты машин для скоростного строительства автомобильных дорог, фронтальные погрузчики и лесопогрузчики, валочно-пакетирующие, мелиоративные, бурильные и другие машины. В результате внедрения современных технологических процессов и совершенствования гидравлического оборудования и машин с объемным гидроприводом в последние годы значительно улучшилось качество их изготовления, повысились продолжительность безотказной эксплуатации и технический ресурс.

В одиннадцатой пятилетке предусматривалось создание и освоение серийного производства более 80 типоразмеров новых машин. На основе использования гидрооборудования, изготовляемого заводами Минстройдормаша, к концу одиннадцатой пятилетки значительно увеличился выпуск одно- и многоковшовых экскаваторов, кранов на шасси автомобилей, погрузчиков и многих дорожных машин. Предусматривался наибольший темп наращивания объемов выпуска таких строительных машин с гидроприводом, как автобетоновозов, авторастворо- возов, автобетононасосов, стрел автономных распределительных с различным вылетом, трубоукладчиков, гидрокопров и др.

В связи с ростом выпуска и расширением номенклатуры ежегодно увеличивался парк строительных и дорожных машин с объемным гидроприводом, находящихся в эксплуатации. Технический уровень объемного гидропривода и входящих в него элементов (гидрооборудования) определяют по значениям параметров, характеризующих гидрооборудование в сравнении с лучшими образцами. Для этих целей обычно используют удельные стоимостные, массовые, энергетические показатели и технический ресурс. Кроме того, к весьма важным показателям эксплуатационных свойств гидрооборудования относятся диапазон регулирования и работоспособность в широком интервале изменения температуры, а также возможность дистанционного пропорционального регулирования исполнительных механизмов машин. Основными направлениями дальнейшего развития гидрооборудования для перспективных мобильных машин с объемным гидроприводом являются:

- создание унифицированного ряда регулируемых и нерегулируемых аксиально-поршневых гидромашин с наклонным блоком цилиндров и сферическим распределителем на номинальное давление 32, максимальное 40 и кратковременное (пиковое) 50 МПа с повышенным в 1,5—2 раза техническим ресурсом, в том числе предназначенных для гидроприводов с замкнутой циркуляцией и для привода ходовых систем пневмоколесных машин в качестве мотор-колес;

- раздельное и суммарное изменение рабочего объема аксиально-поршневых гидромашин путем поворота блока цилиндров совместно с распределителем, принудительно перемещающимся относительно неподвижной крышки насоса регуляторами дискретного и непрерывного действия, управляемыми автоматически в зависимости от давления в напорной гидролинии или оператором, оказывающим дистанционно управляющее воздействие с помощью блоков гидравлического или электрического управления;

- использование устройств, создающих избыточное давление во всасывающей гидролинии насосов и подпитку гидромоторов для повышения частоты их вращения;

- создание и освоение серийного производства ряда поршневых гидроцилиндров двустороннего действия общего назначения унифицированной конструкции на четыре ступени номинального давления (10, 16, 25 и 32 МПа) в соответствии с требованиями стандартов СЭВ, ГОСТ 16514—79 и ОСТ 22-1417—79 ограниченной номенклатуры;

- совершенствование конструкции секционных и моноблочных гидрораспределителей в целях расширения функциональных возможностей, повышения надежности и технического ресурса, а также создания условий для организации серийного производства на неспециализированных заводах;

- унификация регулирующих гидроаппаратов, увеличение выпуска на специализированных заводах и расширение области их применения для существенного сокращения выпускаемой номенклатуры разнотипных конструкций;

- совершенствование конструкции линейных фильтров в целях применения индикаторов загрязнения и повышения тонкости очистки рабочих жидкостей, а также разработка, освоение серийного производства и применение высоко-эффективных центробежных сепараторов для очистки рабочих жидкостей в гидросистемах машин;

- повышение надежности выпускаемых рукавов высокого давления и создание новых с четырехкратным запасом прочности на номинальное давление 32 МПа,

При повышении номинального давления до 32 МПа снижаются габаритные размеры и масса гидрооборудования, уменьшается объем рабочей жидкости в гидросистеме, что требует, однако, более надежных уплотнений и гибких рукавов, обеспечения более тонкой фильтрации и установки специальных теплообменников для охлаждения рабочей жидкости. Последнее особенно необходимо в гидроприводах машин большой мощности, с напряженным рабочим циклом (одноковшовых и роторных экскаваторов, погрузчиков, кранов). В связи с автоматизацией технологических процессов в строительном производстве объемный гидропривод должен обладать необходимыми быстродействием и чувствительностью. Следует также иметь в виду, что на практике эффективная реализация преимуществ объемного гидропривода затруднена из-за следующих основных его недостатков:

- значительной зависимости работоспособности и надежности гидропривода от температуры окружающей среды и соответственно вязкости жидкости;

- внутренних перетечек и наружных утечек рабочей жидкости (объемных потерь мощности) вследствие возникновения нарушения герметичности системы, требующих компенсации;

- повышенной чувствительности к эксплуатационным свойствам рабочей жидкости и необходимости в постоянной фильтрации, для удаления загрязнений;

- повышенных требований к материалам, качеству изготовления деталей, а также к тщательности сборки гидрооборудования и машины.

Обычно срок службы машины определяется при проектировании, обеспечивается при изготовлении и поддерживается правильной эксплуатацией. Нарушение режима работы объемного гидропривода, несоблюдение требований его технического обслуживания, установленных нормативно-технической документацией, неизбежно влечет повреждение или отказ в работе. Поэтому повышение эффективности использования огромного парка машин с объемным гидроприводом, уменьшение трудовых и материальных затрат на поддержание их в работоспособном состоянии являются особенно актуальными. Эти задачи могут быть успешно решены прежде всего путем повышения:

- технического уровня эксплуатации машин, включая организацию четкой системы технической диагностики, обеспечивающей получение и анализ информации о техническом состоянии гидрооборудования при непосредственном измерении диагностических параметров на машине;

- квалификации и личной ответственности персонала, эксплуатирующего и обслуживающего машины.

Полное своевременное и точное выполнение требований, указанных в паспорте и инструкции по эксплуатации, является важным условием для безотказной работы машин и обеспечения их технического ресурса. Выполнение этих требований способствует более эффективному использованию строительных, дорожных, коммунальных и других мобильных машин с объемным гидроприводом и промышленного оборудования.

Основные сведения об объемном гидроприводе. Назначение и основные свойства

Под объемным гидроприводом понимают совокупность устройств, в число которых входит один или несколько объемных гидродвигателей, предназначенных для приведения в движение механизмов и машин с помощью рабочей жидкости под давлением. Если рабочая жидкость подается в объемный гидродвигатель насосами, то гидропривод называют насосным. Часть насосного гидропривода, предназначенную для передачи движения от приводящего двигателя к механизмам машины, называют объемной гидропередачей.

По характеру движения выходного звена различают объемные гидроприводы вращательного, поступательного и поворотного движения.

По возможности регулирования различают гидроприводы регулируемые и нерегулируемые, по способу регулирования — с ручным и автоматическим регулированием, по циркуляции рабочей жидкости — с замкнутой и разомкнутой циркуляцией. В регулируемом гидроприводе скорость выходного звена объемного гидродвигателя может изменяться по требуемому закону.

К основному гидрооборудованию объемного гидропривода относятся гидромашины (насосы и насосы-моторы), гидродвигатели (гидроцилиндры и гидромоторы), гидроаппараты (гидрораспределители, гидроклапаны, регуляторы, делители и сумматоры потоков), кондиционеры рабочей жидкости (очистители, теплообменники, гидробаки и гидроаккумуляторы), гидролинии и их элементы (трубопроводы и соединительная арматура). К вспомогательному гидрооборудованию относятся устройства, предназначенные для подпитки насоса рабочей жидкостью (эжекторы), выпуска воздуха из гидросистемы или для сообщения ее с атмосферой (вентили, краны, фильтры- сапуны), измерения расхода, давления, температуры и уровня рабочей жидкости, частоты вращения и крутящего момента гидромашин, для соединения трубопроводов (быстроразъемные муфты и полумуфты) и др. Объемный гидропривод имеет следующие преимущества.

1. Высокая компактность при небольших массе и габаритных размерах гидрооборудования по сравнению с массой и габаритными размерами механических приводных устройств той же мощности, что объясняется отсутствием или применением в меньшем количестве таких элементов, как валы, шестеренные и цепные редукторы, муфты, тормоза, канаты и др.

2. Возможность реализации больших передаточных чисел. В объемном гидроприводе с использованием высокомоментных гидромоторов передаточное число может достигать 2000.

3. Небольшая инерционность, обеспечивающая хорошие динамические свойства привода. Это позволяет уменьшить продолжительность рабочего цикла и повысить производительность машины, так как включение и реверсирование рабочих органов осуществляются за доли секунды.

4. Бесступенчатое регулирование скорости движения, позволяющее повысить коэффициент использования приводного двигателя, упростить автоматизацию привода и улучшить условия работы машиниста.

5. Удобство и простота управления, которые обусловливают небольшую затрату энергии машинистом и создают условия для автоматизации не только отдельных операций, но и всего технологического процесса, выполняемого машиной.

6. Независимое расположение сборочных единиц привода, позволяющее наиболее целесообразно разместить их на машине. Насос обычно устанавливают у приводного двигателя, гидродвигатели — непосредственно у исполнительных механизмов, элементы управления — у пульта машиниста, исполнительные гидроаппараты — в наиболее удобном по условиям компоновки месте.

7. Надежное предохранение от перегрузок приводного двигателя, системы привода, металлоконструкций и рабочих органов благодаря установке предохранительных и переливных гидроклапанов.

8. Простота взаимного преобразования вращательного и поступательного движений в системах насос — гидромотор и насос — гидроцилиндр.

9. Применение унифицированных сборочных единиц (насосов, гидромоторов, гидроцилиндров, гидроклапанов, гидрораспределителей, фильтров, соединений трубопроводов и др.), позволяющее снизить себестоимость привода, облегчить его эксплуатацию и ремонт, а также упростить и сократить процесс конструирования машин.

Основные режимы работы и условия эксплуатации гидрооборудования

Гидрооборудование, устанавливаемое на мобильных машинах с объемным гидроприводом, эксплуатируется преимущественно на открытом воздухе при широком диапазоне изменения температуры, в условиях, характеризуемых повышенной запыленностью воздуха, частыми кратковременными перегрузками и вибрацией. Режимы работы гидрооборудования определяются величиной и интенсивностью внешней нагрузки, характером рабочего процесса и другими факторами.

Условия эксплуатации машин с гидроприводом определяются климатическими факторами внешней среды — температурой, влажностью и давлением воздуха, солнечным излучением, дождем, ветром, пылью, инеем и соляным морским туманом. ГОСТ 15150—69 устанавливает исполнения, категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования изделий в части воздействия климатических факторов внешней среды, которые разделяются на нормальные, номинальные, рабочие и предельные.

При расчетах номинальных параметров изделий учитывают воздействие эффективного значения климатического фактора в процессе эксплуатации и хранения, которое оказывает влияние на срок службы и ресурс гидрооборудования.

Для гидрооборудования общего применения, удовлетворяющего комплексу технических требований, общему для большинства случаев применения, в качестве номинальных принимают значения климатических факторов внешней среды, в пределах которых обеспечивается нормальная эксплуатация. В нормативно-технической документации (НТД) па гидрооборудование указывают рабочие значения климатических факторов, в пределах которых обеспечивается сохранение номинальных параметров, и экономически целесообразный срок службы гидрооборудования.

Значения климатических факторов, при которых гидрооборудование чрезвычайно редко и в течение не более 6 ч может оказаться в процессе, эксплуатации, принято считать предельными рабочими, и изделия должны при этом: сохранять работоспособность с допустимыми отклонениями от номинальных параметров, указываемых в технических условиях; после прекращения действия этих предельных рабочих значений восстанавливать номинальные параметры.

Анализ влияния климатических факторов внешней среды и многолетний опыт эксплуатации большого количества мобильных машин с объемным гидроприводом показали, что температура внешней среды оказывает наибольшее влияние на надежность и работоспособность гидрооборудования.

К макроклиматическому району с умеренным климатом относятся районы, где средняя из ежегодных абсолютных максимумов температура воздуха равна или ниже плюс 40 °С, а средняя из ежегодных абсолютных минимумов температура воздуха равна или выше минус 45 °С.

К макроклиматическому району с холодным климатом относятся районы, в которых средняя из ежегодных абсолютных минимумов температур а воздуха ниже минус 45 °С. В этом обширном по территории районе наиболее низкие температуры воздуха (абсолютные минимумы — до минус 60 °С и ниже) длительностью до 6 ч подряд в зимний период имеют вероятность воз¬никновения один раз в 70—80 лет. Абсолютный минимум температуры воздуха, которая бывает один раз в два года длительностью 5—6 ч подряд, находится в пределах от минус 20 до минус 60 °С.

Для мобильных машин возможен перерыв в работе, поэтому в качестве основного климатического фактора, необходимого для расчета и проектирования объемного гидропривода, следует принимать среднее значение температуры окружающего воздуха минус 50 °С в течение пяти суток подряд (120 ч) с повторяемостью один раз в 5 лет. Следовательно, для надежной эксплуатации мобильных машин с объемным гидроприводом в районах холодного климата они должны быть рассчитаны на изменение температуры воздуха в пределах от плюс 25 °С до минус 50 °С.

Изделия в специальном арктическом исполнении для районов с очень холодным климатом, где средняя минимальная температура ниже минус 60 °С, изготовляют для Антарктиды.

К макроклиматическому району с влажным тропическим климатом относятся районы, в которых сочетание температуры, равной или выше 20 °С и относительной влажности, равной или выше 80%, наблюдается примерно 12 или более часов в сутки за непрерывный период от 2 до 12 месяцев в году.

Районы, в которых средняя из ежегодных абсолютных максимумов температура воздуха выше плюс 40 °С, относятся к макроклиматическому району с сухим тропическим климатом. Для обозначения места размещения изделий в эксплуатационной документации, а также на заводской табличке, где должен быть приведен тип (марка) гидрооборудования, после указания климатического исполнения указывают категорию размещения для эксплуатации на открытом воздухе (1), под навесом или в помещениях (2), в закрытых помещениях (3), в закрытых отапливаемых или охлаждаемых производственных помещениях (4) и в помещениях (в том числе в подземных) с повышенной влажностью (5).

При создании мобильных машин и применении гидравлического оборудования необходимо учитывать режимы и условия их эксплуатации. Так, например, одноковшовые экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, стреловые самоходные краны, погрузчики, копровое оборудование эксплуатируются в течение всего года, а шнеко-роторные и плужные снегоочистители, снегопогрузчики, рыхлители мерзлого грунта предназначены для эксплуатации в осенне-зимний и преимущественно в зимний период. Многие мелиоративные машины для строительства оросительных и осушительных каналов, эксплуатации мелиоративных систем способом гидромеханизации, а также бетонотранспортные машины и технологическое оборудование для производства строительных материалов эксплуатируются в районах с умеренным и жарким климатом при температуре воздуха не ниже 0 °С.

Основные технические требования, предъявляемые к объемному гидроприводу мобильных машин

Требования к гидрооборудованию

В связи со специфическими режимами и условиями эксплуатации строительных, дорожных, коммунальных и других мобильных машин к гидрооборудованию предъявляются следующие требования:

1)стойкость против вибрации, защищенность от пыли, приспособленность к работе в широком диапазоне изменения температур окружающего воздуха:

- для машин, эксплуатируемых в районах с умеренным климатом,— от плюс 40 до минус 40 °С;

- для машин, предназначенных для работы в условиях холодного климата, — от плюс 25 до минус 50 °С;

- для машин тропического исполнения — от плюс 45 до минус 10 °С;

2) уменьшение габаритных размеров, массы, подачи насосных установок, емкости гидросистемы, баков и расхода рабочей жидкости за счет повышения давления в гидросистемах:

- номинального от 5 до 12,5 и максимального от 6,3 до 14 МПа для машин и технологического оборудования для производства строительных материалов, выпускаемых с гидрооборудованием Минстанкопрома;

- номинального от 10 до 16 (и далее до 20) МПа и максимального от 16 до 20 (и далее до 25) МПа для землеройно-транспортных, дорожно-строительных, мелиоративных, коммунальных и других машин, агрегатируемых с тракторами и использующих гидрооборудование Минсельхозмаша;

- номинального от 16 до 20 МПа и максимального от 25 до 32 МПа для землеройных, подъемно-транспортных и других машин, комплектуемых гидрооборудованием, изготовляемым заводами Минстройдормаша;

- номинального до 25—32 МПа, максимального до 32—40 МПа и кратковременного до 40—63 МПа для вновь разрабатываемых и осваиваемых машин с гидроприводом на базе нового гидрооборудования, подлежащего изготовлению заводами ВПО «Союзстройгидромаш»;

3) использование при эксплуатации не более двух сортов рабочих жидкостей на нефтяной основе, совместимых с резинотехническими, полимерными и другими изделиями;

4) обеспечение раздельного и суммарного изменения рабочего объема гидромашин с регуляторами дискретного и непрерывного действия, управляемыми автоматически в зависимости от внешней нагрузки или машинистом-оператором с помощью блоков гидравлического или электрогидравлического управления; увеличение технического ресурса гидрооборудования путем:

- повышения тонкости очистки рабочих жидкостей до 10 мкм;

- повышения точности и качества обработки деталей;

- применения подшипников качения повышенного класса точности и биметаллизации сопряженных поверхностей трения; унификация разрабатываемых устройств, расширение области применения и сокращения выпускаемой номенклатуры;

5) приспособленность к техническому обслуживанию, включая применение средств технического диагностирования для определения параметров технического состояния и режимов нагружения объемного гидропривода непосредственно в условиях эксплуатации мобильных машин.

Гидравлическое оборудование массой более 40 кг должно снабжаться приспособлениями для погрузки и транспортирования.

Все резьбовые соединения должны иметь надежную фиксацию, исключающую самопроизвольное отвинчивание или нарушение регулирования гидравлического оборудования.

Завод-изготовитель гидравлического оборудования должен указывать в эксплуатационной документации следующие данные: наименование и тип гидравлического оборудования, условное обозначение и его объяснение, основные параметры, габаритные и присоединительные размеры, назначение и условия применения, показатели надежности или долговечности, а также другие сведения в соответствии со стандартами на гидравлическое оборудование, отраслевыми техническими условиями и другой нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

Баки и другие емкости, находящиеся под давлением, должны соответствовать «Правилам устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Направление вращения гидроагрегатов и устройств, имеющих только одностороннее вращение, должно быть обозначено стрелкой.

При разработке нового гидрооборудования необходимо предусматривать возможность облегченного доступа к уплотнительным деталям для их контроля и замены.

Требования к гидросистемам

При проектировании новых машин с объемным гидроприводом необходимо:

1) разработать гидравлическую схему и согласовать ее с головной проектной организацией или принять разработанную типовую гидравлическую схему привода рабочего оборудования и ходового механизма;

2) рассчитать основные параметры и выбрать унифицированное гидравлическое оборудование, соответствующие уплотнения и рабочие жидкости;

3) предусматривать применение систем гидропривода с замкнутой циркуляцией, включая гидропередачи ходовых механизмов машин с мотор-колесами, и высокомоментных гидромоторов типа МР, преимущественно для безредукторного привода исполнительных механизмов вращательного движения с большим крутящим моментом.

Гидросистемы мобильных машин должны быть оборудованы: устройствами для выпуска воздуха из мест возможного его скопления; устройствами для предохранения и очистки рабочей жидкости от загрязнений; предохранительными устройствами, настроенными на давление, равное максимальному кратковременному; указателями уровня рабочей жидкости в резервуарах; датчиками для дистанционного измерения давления, температуры и устройствами для подключения и установки измерительных приборов в кабине машиниста (водителя); табличками с надписями, поясняющими назначение и порядок манипулирования рукоятками, кнопками, регулировочными винтами и другими устройствами управления; при необходимости — устройствами для подогрева или охлаждения рабочей жидкости, а также регулирования ее температуры.

Размещение гидрооборудования на машине должно обеспечивать удобство осмотров и проведение ремонтов.

Температурный режим и режим нагрузки гидросистемы должны контролироваться специальными приборами, установленными в кабине машиниста (водителя). Контроль за вязкостью рабочей жидкости при эксплуатации должен осуществляться косвенно, путем наблюдения за температурой рабочей жидкости и работоспособностью гидрооборудования.

Гидросистема должна быть герметичной. Утечки рабочей жидкости через неподвижные соединения и уплотнения, стенки деталей, сварные и резьбовые соединения в диапазоне давления от нулевого до максимального и проникновение воздуха, особенно во всасывающую гидролинию, не допускаются.

Рабочие жидкости. Назначение и основные требования, предъявляемые к жидкостям

Рабочая жидкость в гидроприводе служит для передачи энергии от входного звена (вала насоса) к выходному (валу гидродвигателя). Кроме этого, она является смазывающей и антикоррозионной средой и выполняет еще ряд важных функций, определяющих эксплуатационные свойства и технико-экономические показатели гидропривода. При выборе и применении рабочей жидкости следует учитывать ее эксплуатационные свойства, которые, в свою очередь, зависят от многих факторов, тесно связанных с условиями эксплуатации.

К рабочим жидкостям, предназначенным для гидроприводов мобильных машин, эксплуатируемых на открытом воздухе, предъявляются следующие основные требования. Рабочая жидкость должна обладать хорошими смазывающими и антикоррозионными свойствами по отношению к стали, чугуну, бронзе и алюминиевым сплавам; высокой противопенной стойкостью, исключающей образование воздушно-масляной суспензии и отложение смолистых осадков, вызывающих облитерацию проходных капиллярных каналов и дроссельных щелей в гидрооборудовании; термической и гидролитической стабильностью в процессе эксплуатации и хранения.

Для обеспечения работоспособности насосов в районах с холодным климатом рабочая жидкость должна иметь температуру застывания на 10—15 °С ниже возможной рабочей температуры, вязкость.при плюс 50 °С — не менее 10 мм2/с, при минус 40 °С — не более 1500 мм2/с, а также широкий температурный предел применения по условию прокачиваемости насосами различных типов. Лучшей принято считать такую рабочую жидкость, вязкость которой мало изменяется при изменении температуры.

Рабочая жидкость должна обеспечивать устойчивую работу насосов, постоянство режима гидропривода и сохранять смазочные свойства; должны быть исключены чрезмерные утечки при высоких температурах и чрезмерные потери давления при низких температурах.

Рабочие жидкости не должны разрушаться, портиться и оказывать вредное воздействие на элементы гидропривода, т. е. должны быть совместимы с материалами гидросистемы, а при замене не должны вступать во взаимодействие с заменяемой жидкостью.

В гидросистемах лесозаготовительных, строительных, дорожных, мелиоративных, коммунальных и других мобильных машин в качестве рабочих жидкостей применяют масла на нефтяной основе. Они обладают рядом положительных качеств, наиболее важными из которых следует считать доступность их получения и невысокую стоимость. Для улучшения эксплуатационных свойств в состав рабочих жидкостей вводят присадки.

При выборе рабочих жидкостей следует принимать во внимание их наиболее важные свойства: плотность, вязкость, смазывающую способность, антиокислительные, антикоррозионные, антипенные свойства, совместимость с компонентами гидросистемы, физическую и химическую стабильность в процессе эксплуатации и хранения.

Характеристика рабочих жидкостей основных сортов и их заменителей, рекомендуемых для применения

В соответствии с междуведомственными техническими условиями в мобильных машинах и стационарном промышленном гидрооборудовании, эксплуатируемых на открытом воздухе и в помещении при температуре от плюс 45 до минус 40 °С, следует применять не более двух сортов рабочих жидкостей.

Гидравлическое масло ВМГЗ предназначено для всесезонной эксплуатации в строительных, дорожных, коммунальных, лесозаготовительных и других мобильных машинах с гидроприводом и в промышленном гидрооборудовании в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также в качестве сезонного зимнего сорта в районах умеренного климата в интервале температур от минус 58 до плюс 70 °С в зависимости от типа применяемого насоса. В состав ВМГЗ входит глубокоочищенная низко-застывающая дистиллятная фракция из перспективных сернистых нефтей с композицией присадок, обеспечивающих необходимые вязкостные, антиокислительные, противоизносные, антикоррозионные, низкотемпературные и антипенные свойства. Это масло совместимо с резинотехническими изделиями, входящими в комплект гидравлического оборудования, и не токсично.

Применение гидравлического масла ВМГЗ позволяет значительно расширить географическую зону надежной эксплуатации машин, отказаться от использования более 10 сортов масел, созданных для других целей (индустриальных И-12, ИС-12, ИГП-12, веретенных АУ и АУП, трансформаторных ЭШ-406-5, МВП, АМГ-10, МГЕ-10А и др.), обеспечить пуск гидропривода при низких температурах без предварительного разогрева и круглогодичную эксплуатацию машин с гидроприводом в северных и северо-восточных районах без сезонной смены рабочей жидкости.

Срок эксплуатации гидравлического масла ВМГЗ без замены составляет 3500—4000 ч работы, т. е. в 2—3 раза превышает срок эксплуатации других неспециальных масел. Гидравлическое масло МГ-30 предназначено для применения в объемных гидроприводах строительных, дорожных, коммунальных и других мобильных машин и стационарного промышленного оборудования в качестве летнего сорта в районах умеренного климата и всесезонного сорта в южных районах страны в интервале температур от —20 до 4-75 °С, в зависимости от типа применяемого насоса.

Гидравлическое масло МГ-30 разработано на базе индустриальных масел И-ЗОА селективной очистки из восточных нефтей, отличающихся повышенным индексом вязкости, и имеет антиокислительную, антипенную присадки и депрессатор, понижающий температуру застывания. Масло МГ-30 отличается хорошей смазывающей способностью, стойкостью против образования и отложения смолистых осадков, а также против вспенивания; удовлетворительно защищает металлические поверхности от коррозии.

Применение гидравлического масла МГ-30 обеспечивает всесезонную эксплуатацию мобильных машин во многих районах страны без его замены в течение 3500—4000 ч и позволяет заменить более 20 сортов неспециальных масел — индустриальных И-30, ИС-30, ИГ-30, ИГП-30; турбинных 22 (Л), ТСп-22, 20 (УТ), ВНИИ НП-403; дизельных Дп-11, Дп-8, Д-11, ДСп-8, АС-6, АС-8; моторных АКЗП-6, АКЗП-10, АКП-10; АСП-6, АСП-10, АК-15, МС-14, МС-20; цилиндровых 24, 38 и др.

Показатели свойств гидравлических масел ВМГЗ и МГ-30, предназначенных для применения в гидросистемах в качестве основных сортов. При отсутствии основных сортов рабочих жидкостей допускается использование заменителей.

В гидросистемах машин с шестеренными насосами допускается использование дизельных масел, имеющих при 50 С° вязкость 60— 70 мм2/с для летнего сорта и 40— 50 мм2/с — для зимнего.

Температурные пределы применения рабочих жидкостей при номинальных значениях основных параметров гидрооборудования устанавливаются для каждой гидросистемы отдельно с учетом конструктивных особенностей насоса.

Использование в гидросистемах мобильных машин и промышленного оборудования только двух основных рабочих жидкостей ВМГЗ и МГ-30 позволяет существенно уменьшить их расход, сократить дополнительные затраты на транспортирование и хранение, повысить ресурс гидрооборудования (главным образом, вследствие уменьшения загрязнения гидросистем при смене рабочих жидкостей), обеспечить работоспособность гидропривода в широком диапазоне изменения температуры окружающей среды.

Требования к поставке, хранению и заправке гидросистем рабочими жидкостями

При поставке рабочих жидкостей потребителям содержание в них механических примесей не должно превышать 0,005 % по массе. В составе механических примесей, представляющих собой твердые и полутвердые продукты окислительной полимеризации компонентов присадок и масел, не должно быть абразивных частиц типа песка и т. п.

При транспортировании, хранении и при заправке гидросистем машин рабочие жидкости загрязняются, главным образом, продуктами неорганического происхождения (например, двуокисью кремния ЭЮз и окисью алюминия А1203, являющимися основными компонентами почвенной пыли).

Для предохранения рабочих жидкостей от загрязнения они должны доставляться с нефтебазы к месту эксплуатации машин без переливания из одной тары в другую. Принимать на хранение рабочую жидкость нужно после проверки соответствия ее показателей (вязкости, температуры застывания, содержания воды и механических примесей, корродирующего действия на металлические пластинки, цвета и однородности состава) при выборочном анализе пробы паспортным данным завода-изготовителя или нефтебазы. Поступившую на хранение рабочую жидкость следует сливать в чистую емкость, оборудованную трубопроводами для заполнения и краном для раздачи, а также герметически закрывающимся люком для периодической очистки.

Гидросистемы машин необходимо заправлять рабочей жидкостью только с помощью насоса через фильтр тонкой очистки с бумажными фильтроэлементами «Реготмас» либо через фильтры из тканей «Фильтросванбой» или два слоя сатина (фланели). Хорошие результаты дает применение заправочных агрегатов типа 03-1552 (НАР-2Т), установленных на специальных, тележках и позволяющих заполнять гидросистемы непосредственно из бочки или цистерны.

Наиболее рациональными являются заправка и дозаправка гидросистем машин рабочей жидкостью в условиях эксплуатации с помощью маслозаправщиков на базе грузовых автомобилей.


© 2014 Все права защищены
+38 (098) 7720516
+38 (050) 8475655
Мы работаем: пн-пт с 8.00 до 17.00,
сб с 9.00 до 14.00.
Выходной - воскресенье
ГлавнаяРемонт запчастейПродукцияЦеныСтатьиКонтактыДоставкаЛента
МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Rambler's Top100